Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. А.Н.ТУПОЛЕВА

Кафедра начертательной геометрии и машиностроительного черчения

Соколова Г.П., Панин В.К., Соколов В.П.

Проекционное черчение

Учебное пособие

для студентов 1-го курса всех специальностей

очной, очно-заочной и заочной форм обучения

Казань – 2004


УДК 621:744(075.8) Авторы – составители:

Соколова Г.П.

Панин В.К.

Соколов В.П.

Проекционное черчение: Учебное пособие для студентов 1-го курса всех специальностей очной, очно-заочной и заочной форм обучения /Каз.гос.техн.ун-т; Казань, 2004.

Рассматриваются последовательность выполнения чертежей деталей, построения третьей проекции по двум заданным, правила построения видов, разрезов, сечений и аксонометрических проекций с вырезом одной четверти.

Рецензенты Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации:

Зав. кафедрой «Начертательной геометрии» Казанской государственной архитектурно-строительной академии, доктор технических наук, профессор Р.Г. Газизуллин

Профессор кафедры «Теории машин и механизмов» Казанской государственной сельскохозяйственной академии, доктор технических наук, профессор А.Г. Мудров.

Ил. - 12 . Библиогр. – 8 (назв.)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 4

1 Компоновка и последовательность выполнения чертежа детали. 5

2 Построение третьей проекции детали по двум заданным проекциям. 6

3 Построение разрезов. 8

4 Построение наклонного сечения. 13

5 Построение аксонометрической проекции с вырезом одной четверти. 15

Контрольные вопросы.. 18

Литература. 18


ВВЕДЕНИЕ

Проекционное черчение является связующим звеном между начертательной геометрией и машиностроительным черчением.

В проекционном черчении рассматриваются правила построения и последовательность выполнения чертежей учебных моделей (деталей технической формы), элементы которых близки по форме к элементам реальных деталей Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации.

Этот материал является основой для выполнения чертежей реальных изделий.

При выполнении чертежей реальных деталей и учебных моделей нет необходимости устанавливать расстояния от точек изображаемого предмета до плоскостей проекций, как это было в начертательной геометрии. Следовательно, нет необходимости в проведении осей координат и линий проекционной связи. Это освобождает поле чертежа для нанесения размеров и облегчает чтение чертежа. При этом построение чертежа ведется методом прямоугольного проецирования, а линии проекционной связи проводят мысленно.



В заданиях по проекционному черчению, как правило, по двум заданным видам детали требуется:

1) построить третий вид;

2) выполнить необходимые для понимания формы детали разрезы;

3) выполнить указанное наклонное сечение;

4) построить Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации аксонометрическую проекцию детали по её чертежу.

В результате выполнения данной работы студенты должны:

1) знать:

- правила построения изображений предметов;

- какие изображения выполняются на чертежах деталей;

- правила нанесения размеров на чертежах;

- правила оформления чертежей деталей;

2) уметь читать и выполнять чертежи деталей.

Работа выполняется на двух листах ватмана формата А3 (297х420 мм). Правила оформления чертежей данного задания аналогичны предыдущим работам.

1 Компоновка и последовательность выполнения чертежа детали

Выполнение чертежа детали необходимо начинать с того, что продумать компоновку (размещение) изображений данной детали на поле чертежа. Плохая компоновка изображений усложняет, а порой и делает невозможным, правильное нанесение размеров и затрудняет чтение чертежа.

Зная размеры изображаемого предмета, масштаб Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации и число изображений, прежде всего, вычерчивают тонкими линиями габаритные прямоугольники, размещая их на поле чертежа таким образом, чтобы они расположились равномерно.

Рис. 1.

Компоновка чертежа из трех проекций показана на рис.1. Размеры габаритных прямоугольников соответствуют габаритным размерам будущих изображений детали с учетом масштаба, в котором они будут выполнены. Таким образом, если размер А – высота, размер Б – длина,а размеру В - ширина детали, то на поле чертежа тонкими линиями проводят две горизонтальные параллельные линии на расстоянии А друг от друга. Затем, проводят две вертикальные параллельные линии на расстоянии Б. В результате, между вертикальными линиями будет определено место положения фронтальной и горизонтальной проекций Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации, а между горизонтальными линиями — фронтальной и профильной проекций. При этом необходимо помнить, что размеры проставляют вне изображения предмета, следовательно, габаритные прямоугольники должны быть расположены на поле чертежа с учетом места для нанесения размеров и без нарушения проекционной связи между ними. Затем в пределах этих габаритных прямоугольников строят изображения детали, предварительно проанализировав её форму. Построения выполняют тонкими линиями остро заточенным твердым карандашом (Т) без нажима, чтобы можно было легко вносить исправления. Выполнив построение всех изображений, их проверяют, обводят более мягким карандашом (ТМ—М) и проставляют размеры в соответствии с ГОСТ 2.307.

2 Построение третьей проекции детали по двум заданным проекциям

Произведя компоновку Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации чертежа и выполнив две заданных проекции детали, приступают к выполнению следующего этапа работы – построению третьей проекции детали.

Двумя заданными проекциями могут быть: фронтальная и горизонтальная, фронтальная и профильная. И в том, и в другом случае построение выполняется аналогично.

На рис. 2 показано построение профильной проекции по заданным фронтальной и горизонтальной проекциям.

Построение выполнено методом прямоугольного (ортогонального) проецирования, т. е. все три изображения (проекции) построены без нарушения проекционной связи, но оси координат и линии проекционной связи на чертеже отсутствуют. Чтобы при построении изображений не нарушалась проекционная связь, необходимо прикладывать рейсшину или треугольник в направлении соответствующей проекционной связи одновременно к двум проекциям, на которых Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации в данный момент проводят построение.

Рис. 2

По двум заданным проекциям, в данном случае фронтальной и горизонтальной, строится профильная методом переноса размеров по высоте с фронтальной проекции, а по ширине — с горизонтальной проекции. Для этого сначала определяют место положения профильного габаритного прямоугольника, проводят ось симметрии и выполняют построения в следующем порядке. Размер а с фронтальной проекции (высота детали) и размер гс горизонтальной проекции (ширина детали) используют при построении габаритного прямоугольника. Основание модели представляет собой параллелепипед шириной г (уже построенной) и высотой в, которую строят на профильной проекции, взяв с фронтальной. Для этого к фронтальной проекции по высоте Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации в прикладывают рейсшину, а на профильной проводят тонкую горизонтальную линию в пределах габаритного прямоугольника. Нижнее основание модели на профильной проекции построено.

На основании модели стоит четырехугольная призма с двумя наклонными гранями. Ее верхнее основание расположено на высоте а от нижнего основания детали и уже построено как высота габаритного прямоугольника. Остается построить ширину верхнего и нижнего оснований. По размеру они одинаковые и равны размеру д,, который берется на горизонтальной проекции. Для этого на горизонтальной проекции измеряют половину расстояния д и откладывают его на профильной проекции в обе стороны от оси симметрии. Через построенные точки проводят две вертикальные линии, ограничивающие изображение этой Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации призмы. Призма, стоящая на основании детали, построена.

Деталь имеет две прорези: слева и справа. На фронтальной проекции они изображены линиями невидимого контура, а на горизонтальной — линией видимого контура. Для их построения на горизонтальной проекции от осевой линии измеряют половину расстояния е и, соответственно, откладывают на нижнем основании профильной проекции. От построенных точек вверх проводят параллельные оси симметрии две тонкие линии. Они ограничат расстояние по ширине прорези. Ее высоту (расстояние б) строят по фронтальной проекции, для чего к верхней точке расстояния б прикладывают рейсшину и на этой высоте, на профильной проекции проводят тонкую горизонтальную линию, ограничивающую прорезь сверху.

3 Построение разрезов

В конструкции Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации детали могут быть отверстия, углубления, прорези различной формы и т.д., которые выполненные на изображениях линией невидимого контура, усложняют чтение чертежа и простановку размеров. Поэтому при выполнении чертежей для показа внутренних очертаний детали линии невидимого контура используются только в тех редких случаях, когда может возникнуть неоднозначность понимания устройства детали при чтении чертежа.

Для выявления внутреннего строения детали применяются разрезы и сечения, правила выполнения которых устанавливает ГОСТ2.305.

Разрез — изображение предмета, мысленно рассеченного одной или несколькими плоскостями, при этом мысленное рассечение предмета относится только к данному разрезу и не влечет за собой изменения других изображений того же предмета.На разрезе Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации показывается то, что получается в секущей плоскости и что расположено за ней.Другими совами, часть предмета, находящуюся между плоскостью, разрезающей его, и человеком, строящим изображение, мысленно удаляют, как показано на рис. 3(а). Направление взгляда здесь указано стрелкой. В результате внутреннее строение детали становится видимым. При этом линии невидимого контура (рис. 3, б) обводят линией видимого контура (рис. 3, в).

Рис. 3

В зависимости от числа секущих плоскостей разрезы разделяются на простые и сложные.

Разрез, выполненный одной секущей плоскостью, называется простым (рис.3).

Разрез, выполненный несколькими секущими плоскостями, называется сложным.

Для выполнения заданий по проекционному черчению требуется построение простых разрезов. Поэтому построение простых разрезов рассмотрим более Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации подробно.

Изображение предмета в разрезе выполняется на той плоскости, параллельно которой разрезана деталь. И вместо внешнего вида предмета на данной плоскости проекций строят его изображение в разрезе.

В разрезе изображают то, что расположено в плоскости разреза, и то, что расположено за ней. Стенки модели или детали, которые условно разрезала проведенная плоскость, заштриховывают тонкими сплошными линиями под углом 45° к горизонтальным линиям основной надписи. Если направление штриховки совпадает с направлением какой-либо контурной линии, то штриховку выполняют под углом 30 или 60° к линиям основной надписи. Расстояние между линиями штриховки в зависимости от площади штриховки может быть равно от 1 до 10 мм Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации. Те части предмета, которые расположены за плоскостью разреза, не заштриховывают (рис. 3, в). Если на чертеже детали выполнено несколько разрезов, то все они должны иметь одинаковое направление наклона штриховки и одинаковый интервал между линиями штриховки (рис. 4).

Рис. 4

Разрез, выполненный на одной плоскости проекций, не влияет на изображения предмета на других проекциях. Так, например, на рис.3(в) изображен разрез на фронтальной проекции, а на горизонтальной проекции деталь изображена полностью, т. е. то, что условно удалено на одной проекции, сохраняется на других проекциях.

Внутреннее устройство предмета, выявленное разрезом, на других проекциях невидимым контуром не изображается. Для выявления внутренней формы предмета на Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации одном чертеже может быть выполнено несколько разрезов (рис.4).

В зависимости от положения плоскости, разрезающей деталь, относительно горизонтальной плоскости проекций разрезы могут быть вертикальными или горизонтальными.

При вертикальном разрезе плоскость разреза перпендикулярна горизонтальной плоскости проекций (рис. 3,в). Такой разрез может быть выполнен на фронтальной и профильной плоскостях проекций.

При горизонтальном разрезе плоскость разреза параллельна горизонтальной плоскости проекций (рис.4).

Разрез, выполненный плоскостью вдоль длины детали, называют продольным (рис. 3,в), а — перпендикулярно к её длине или высоте — поперечным (рис.4).

Если плоскость разреза совпадает с плоскостью симметрии фронтальных, горизонтальных и профильных разрезов, то положение секущей плоскости на чертеже не отмечается.

При выполнении разреза выявляется внутреннее Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации устройство предмета, но частично теряется его внешний вид (рис.3, а, в). Такой разрез называют полным. Его рекомендуется применять, если в плоскости разреза форма детали несимметричная (рис. 3, 4).

Чтобы сохранить внешний вид предмета, на симметричных изображениях разрез показывают до оси симметрии, а с другой стороны от оси симметрии изображают предмет неразрезанным, т.е. соединяют половину вида и половину разреза, не показывая при этом линиями невидимого контура его внутреннее устройство (рис. 5).


Рис. 5

Границей между видом и разрезом служит ось симметрии, выполненная штрихпунктирной линией.

Изображение разреза детали располагается от вертикальной оси симметрии справа (рис. 5), а от горизонтальной оси симметрии - снизу (рис. 6) независимо от того Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации, на какой плоскости проекций он изображается.

Рис. 6

Если на ось симметрии попадает проекция ребра, принадлежащего внешнему очертанию предмета, то разрез выполняют, как показано на рис. 7, а если на ось симметрии попадает ребро, принадлежащее внутреннему очертанию предмета, то разрез выполняют, как показано на рис. 8, т. е. и в том, и в другом случаях проекцию ребра сохраняют. Границу между разрезом и внешним видом показывают сплошной волнистой линией.

Рис. 7 Рис. 8

Чтобы показать внутреннее устройство предмета в узко ограниченном месте, применяют местные разрезы. Линией, ограничивающей место разреза, является сплошная волнистая линия (рис. 5).

При простановке размеров на чертеже детали, содержащем соединение половины вида Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации с половиной разреза, следует проставлять размеры, относящиеся к внутренней конструкции, со стороны разреза, а относящиеся к внешнему виду со стороны вида (рис. 6). При этом нужно помнить, что размеры, относящиеся к одному элементу детали, следует группировать на одном изображении. Например, размеры прямоугольной прорези проставлены на профильной проекции, а размеры, относящиеся к цилиндрическому углублению, проставлены на фронтальной проекции.

4 Построение наклонного сечения

Сечение – изображение фигуры, получающейся при мысленном рассечении предмета одной или несколькими плоскостями. На сечении показывается только то, что получается непосредственно в секущей плоскости.

Положение секущей плоскости указывают на чертеже линией сечения (рис. 9). Для линии сечения должна применяться разомкнутая линия. На Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации начальном и конечном штрихах следует ставить стрелки указывающие направление взгляда. Стрелка должна наноситься на расстоянии 2 – 3 мм от конца штриха. Начальные и конечные штрихи не должны пересекать контур соответствующего изображения. У начала и конца линии сечения ставят одну и ту же прописную букву русского алфавита, буквы пишут около стрелок с внешней стороны угла. Сечение должно быть отмечено надписью по типу «А–А» (всегда двумя буквами через тире).

Рис. 9

Сечения делятся на вынесенные и наложенные. Вынесенные сечения располагаются на свободном поле чертежа и являются предпочтительными. Сечение по построению и расположению должно соответствовать направлению указанному стрелками. Допускается располагать сечение на любом Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации месте поля чертежа, а также с поворотом с добавлением условного графического обозначения .

Построение вынесенного сечения можно производить как рассмотренное в начертательной геометрии построение истинной величины плоской фигуры – методом перемены плоскостей проекций. Все размеры, расположенные вдоль оси вынесенного сечения, замеряются по точкам пересечения ребер и образующих детали с линией сечения, а размеры, перпендикулярные к ним, определяются на виде сверху. Вынесенное сечение строится по точкам, построение которых показано на примере точки 5 (рис. 10).

Рис. 10

5 Построение аксонометрической проекции с вырезом одной четверти

На симметричных деталях, чтобы показать внутреннее устройство в аксонометрической проекции, делают вырез ближней четверти (см. рис. 5). Этот вырез не связывают с разрезом на Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации ортогональных проекциях. Так, например, на горизонтальной проекции оси симметрии (вертикальная и горизонтальная) делят изображение на четыре четверти. Выполняя разрез на фронтальной проекции, как бы удаляют нижнюю правую четверть горизонтальной проекции, а на аксонометрической проекции удаляют нижнюю левую четверть детали.

Правила построения аксонометрических проекций подробно изложены в учебном пособии «Аксонометрические проекции»[5].

Пример построения аксонометрической проекции детали с вырезом одной четверти показан на рис. 11. Построенная в тонких линиях деталь мысленно разрезается фронтальной и профильной плоскостями, проходящими через оси Ох и Оу. Заключенную между ними четверть детали удаляют, при этом становится видна внутренняя конструкция детали.

Разрезая деталь, плоскости оставляют на ее поверхности след Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации. Один такой след лежит во фронтальной, другой в профильной плоскости разреза. Каждый из этих следов представляет собой замкнутую ломаную линию, состоящую из отрезков, по которым плоскость разреза пересекается с гранями детали и поверхностью цилиндрического отверстия. Фигуры, лежащие в плоскостях разреза, аксонометрической проекции заштриховывают.

Рис. 11

Пример оформления графической работы приведён на рис. 12.


Рис. 12


Контрольные вопросы

1. Какие изображения выполняются на чертежах деталей?

2. Какой метод лежит в основе построения изображения на чертежах?

3. Соблюдается ли проекционная связь на чертежах?

4. Присутствуют ли оси координат и линии проекционной связи на чертежах?

5. Что называется разрезом?

6. Какие бывают разрезы в зависимости от числа секущих плоскостей?

7. Как делят простые разрезы Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации в зависимости от положения секущей плоскости?

8. Какой разрез называется местным?

9. Допустимо ли на изображении предмета совмещать половину вида с половиной разреза?

10. Что называется сечением?

11. Какие существуют виды сечений?

Литература

1. Гордон В.О., Семнцов-Огиевский М.А. Курс начертательной геометрии, М.: Высш. шк., 2002.-272 с: ил.

2. Локтев О.В. Краткий курс начертательной геометрии. М.: Высш. шк., 2002

3. Миронов Б.Г., Миронова Р.С. Черчение. М.: Машиностроение, 1991. – 288 с.: ил.

4. Начертательная геометрия/ Крылов Н.Н. и др. - М.: Высш. шк., 2000

5. Соколова Г.П., Соколов В.П. Аксонометрические проекции. Казань /Каз.гос.техн.ун-т; 2004. – 17 с., ил.

6. Фролов С.А., Начертательная геометрия: Учебник для втузов Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации. М.: Машиностроение, 1983. – 240 с., ил.

7. ГОСТ2.307-68. ЕСКД. Нанесение размеров и предельных отклонений. М.: Изд-во стандартов, 2001.

8. ГОСТ2.305-68. ЕСКД. Изображения-виды, разрезы, сечения. М.: Изд-во стандартов, 2001.

Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 206 | Нарушение авторских прав


documentavmrmsv.html
documentavmrudd.html
documentavmsbnl.html
documentavmsixt.html
documentavmsqib.html
Документ Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации